Импрессионизм. Книги «Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения». Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли свое воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений. Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление. Название «импрессионизм» — достаточно бессодержательное, в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», — Уистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д. К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название — «Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара. Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской. Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные, и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой: Голубой — Оранжевый Красный — Зеленый Желтый — Фиолетовый Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путем правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом для отказа от черного. Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала. Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности. Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолетное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона». Циклы в альбоме Клода Моне: https://new.vk.com/album-52526415_234607319 В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре. Книги 1. Морис Серюлль и Арлетт Серюлль. «Энциклопедия импрессионизма» 2. Жан-Поль Креспель. «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883» 3. Джон Ревалд. «История импрессионизма» 4. И. Мосин. «Мировое искусство. Импрессионизм» 5. Н. Скоробогатько. «Шедевры мировой живописи». Импрессионизм 6. Е. Зорина. «Шедевры мировой живописи. Развитие импрессионизма» 7. Е. Владимирова. «Импрессионизм. Альбом» 8. А. Дубешко. «Импрессионизм. 100 шедевров» 1. Морис Серюлль и Арлетт Серюлль. «Энциклопедия импрессионизма» Книга известных французских искусствоведов, хранителей коллекций Лувра и Музея Эжена Делакруа дает широкую панораму европейского изобразительного искусства второй половины ХГХ — начала XX в. Образ мыслей, художественные искания и творческое горение французских импрессионистов, их предшественников и последователей в других странах становятся ближе и понятнее благодаря обширному фактическому материалу, приводимому авторами. Выдержки из статей журналистов, критиков и коллекционеров — современников импрессионистов - воссоздают атмосферу острой борьбы молодых художников за новое искусство. Издание иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей. *** 2. Жан-Поль Креспель. «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883» В книге известного искусствоведа Жана-Поля Креспеля занимательно повествуется о повседневной жизни художников, творчество которых составило целую эпоху в мировой живописи. Художники-импрессионисты (а к их числу автор относит Э.Мане, К.Моне, Йонгкинда, Сислея, Писсарро, Сезанна, Дега и др.) предстают перед читателем не в ореоле своей неувядающей славы, а в суровой повседневности будней, в периоды безденежья, неприкаянности, бездомности. Мы узнаем, как и кто покупал у них картины, как складывалась их личная жизнь, из-за чего они ссорились и как дружили. Читать онлайн: http://www.rulit.me/books/povsednevnaya-zhizn-impress.. *** 3. Джон Ревалд. «История импрессионизма» «История импрессионизма» Джона Ревалда — самый знаменитый и самый полный труд на эту тему. В третьем, улучшенном издании значительно увеличено количество иллюстраций, тщательный отбор которых произведен при помощи ведущих искусствоведов страны. Огромный материал, собранный автором, будет полезен не только ценителям живописи, но и всем, кто интересуется истоками и обстоятельствами одного из величайших художественных и мировоззренческих переворотов в истории. Читать онлайн: 1 часть: http://royallib.com/read/revald_dgon/istoriya_impress.. 2 часть: http://royallib.com/read/revald_dgon/istoriya_impress.. *** 4. И. Мосин. «Мировое искусство. Импрессионизм» Книга посвящена одному из самых ярких художественных направлений в истории искусства XIX века, его зарождению и развитию. В ней представлено творчество 25 представителей импрессионизма, не только самых прославленных, таких как Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар, Сислей, но и художников, чьи имена менее знамениты, а то и вовсе не известны широкому читателю. Издание богато иллюстрировано (в нем около 1000 цветных репродукций) и снабжено предисловием, дающим представление о времени, породившем это замечательное художественное явление, о причинах его возникновения и основных отличительных особенностях. В качестве приложения представлены сведения о всех восьми выставках импрессионистов с указанием участников и количеством представленных ими работ. Книга адресована всем, кто интересуется историей искусства и культуры. *** 5. Н. Скоробогатько. «Шедевры мировой живописи». Импрессионизм Книги-альбомы из серии «Шедевры мировой живописи». В этом томе представлены: Ф. Базиль, А. Гийомен, Э. Дега, Г. Кайботт, Э. Моне, Б. Моризо, К. Писсаро, О. Ренуар, А. Сислей и многие другие художники. *** 6. Е. Зорина. «Шедевры мировой живописи». Развитие импрессионизма Книги-альбомы из серии «Шедевры мировой живописи». В этом томе представлены: В. ван Гог, П. Гоген, М. Дени, А. Марке, А. Модильяни, А. Руссо, П. Сезанн, Ж. Сера, П. Синьяк, А. де Тулуз-Лотрек и многие другие художники. *** 7. Е. Владимирова. «Импрессионизм. Альбом» В этом подарочном издании собраны лучшие картины импрессионистов, в том числе полотна периода становления стиля и произведения постимпрессионизма, во всем многообразии жанров живописи одного из главных направлений в искусстве XIX-XX веков. Каждую картину сопровождает рассказ о творческой манере автора, любопытные инциденты, сопутствующие истории ее создания и название музея, где вы можете ее увидеть. *** 8. А. Дубешко. «Импрессионизм. 100 шедевров» Картины импрессионистов занимают особую нишу в истории мировой живописи. Полотна Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Фредерика Базиля наполнены светом и яркими красками. Они словно застывшие эпизоды, выхваченные из потока быстротечной жизни и отражающие весь спектр человеческих чувств и эмоций — от бурной радости и удивления до умиротворения и меланхолии, от неистового накала страстей и смятения до простоты и детской наивности. В книге рассказывается о великой эпохе импрессионизма и раскрывается история создания знаменитых полотен выдающихся мастеров.